Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Посетители, которые заходят на сайт, чаще всего...
Всего 139 человек

Эстетика питания за столом

Дата: 17 ноября 2017 в 12:22

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика пи­тания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребе­нок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает опре­деленные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, на­чиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ре­бенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого вос­питатели должны позаботиться о создании в группе спо­койной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить вы­работку у детей пищеварительных соков и подавить пище­вой рефлекс.

За 20—30 мин до очередного приема пища детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 1,5—2 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каж­дый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка и быть про­маркированы соответствующим образом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необхо­димо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соот­ветствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят ва­зочки с цветами. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд желательно использовать свежую зелень, ярко окра­шенные овощи, фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торо­пить детей, отвлекать их посторонними разговорами, заме­чаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосре­доточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предло­жено.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения про­цесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки: Детей раннего воз­раста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользо­ваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговари­вать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5—2 лет едят ложкойсамостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть ост­рыми). Дети старшей группы должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают сал­феткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фрук­тами или ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно детей раннего возрас­та, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожи­дании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо по­дается сразу после того, как съедено предыдущее. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют (детям с пони­женным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы пор­ций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слиш­ком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказ­ки и т. п. При отвлеченном внимании у ребенка тормо­зится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды пред­ложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блю­до, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое им блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к дру­гим полезным продуктам. Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит. Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.

При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, непереносимости их и т. п.

Особый подход необходим к детям с избыточной мас­сой тела, склонных к ожирению и с развившимся ожире­нием. При отсутствии к ним внимания со стороны воспи­тателей такие дети часто переедают.

Обычно во время кормления их объединяют и сажают за отдельные столы, чтобы они не чувствовали себя оби­женными, если их будут ограничивать в питании.

Например, детям дают не пшеничный хлеб, а ржаной, причем не только на обед, но и на завтрак и на ужин. В полдник, если все дети получают выпечку, печенье или вафли, им заменяют их каким-нибудь овощным блюдом (овощное рагу, запеканка) или несладкими фруктами, можно к молоку или кефиру просто дать кусочек черного хлеба. По возможности жирный кефир и творог заменяют обезжиренными и дают их без сахара.

Во время обеда детям, склонным к ожирению, предла­гают двойную порцию салата, в то же время количество супа уменьшают наполовину, также уменьшают количество гарнира, особенно если он приготовлен из круп, макарон­ных изделий или картофеля. Крупяной гарнир лучше все­го заменять овощным или салатом из сырых овощей. Если на завтрак, обед или ужин в меню включаются блюда, сти­мулирующие аппетит (сельдь, форшмак, икра, бульон), то детям, склонным к ожирению, лучше их не предлагать.

Когда в качестве третьего блюда дается кисель или компот, детям, склонным к ожирению, лучше предложить несладкий сок или отвар шиповника.

Если ребенок с избыточной массой тела отказывается от какого-либо блюда или недоедает свою порцию, не надо настаивать на том, чтобы он съел все до конца. Когда та­кие дети сидят за отдельным столом, они не будут влиять на тех, кто страдает пониженным аппетитом.

Наблюдая за тучными детьми во время кормления, об­ращается внимание на темп их еды. Не разрешается то­ропливое поглощение блюд. Дети должны есть медленно, тщательно пережевывая пищу и делая небольшие пере­рывы между отдельными блюдами. Чувство насыщения у них наступит скорее, чем при поспешной еде и при упот­реблении меньших объемов блюд.

Проведение праздников, дней рождения воспитанников, дней союзных республик в дошкольных учреждениях име­ет большое значение. Детям готовят праздничный обед или предлагают необычное, интересное блюдо на полдник. Лучше приготовить как можно больше блюд из овощей, фруктов, ягод, а не прибегать к стандартной раздаче гос­тинцев, в состав которых входят какие-либо сладости (конфеты, печенье, вафли), а в лучшем случае дать ябло­ко или апельсин.

Литература: Алексеева  А.С.  Организация питания  детей в дошкольных учреждениях.  М.: Просвещение. 1990.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.