Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Наш сайт помог найти ответы на Ваши вопросы?
Всего 45 человек
Голосование
Посетители, которые заходят на сайт, чаще всего...
Всего 135 человек

Эстетика питания за столом

Дата: 17 ноября 2017 в 12:22

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика пи­тания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребе­нок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает опре­деленные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, на­чиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ре­бенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого вос­питатели должны позаботиться о создании в группе спо­койной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить вы­работку у детей пищеварительных соков и подавить пище­вой рефлекс.

За 20—30 мин до очередного приема пища детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 1,5—2 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каж­дый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка и быть про­маркированы соответствующим образом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необхо­димо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соот­ветствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают скатертями или салфетками, ставят ва­зочки с цветами. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд желательно использовать свежую зелень, ярко окра­шенные овощи, фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торо­пить детей, отвлекать их посторонними разговорами, заме­чаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосре­доточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предло­жено.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения про­цесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки: Детей раннего воз­раста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользо­ваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговари­вать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5—2 лет едят ложкойсамостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть ост­рыми). Дети старшей группы должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают сал­феткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фрук­тами или ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно детей раннего возрас­та, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожи­дании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо по­дается сразу после того, как съедено предыдущее. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют (детям с пони­женным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы пор­ций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слиш­ком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказ­ки и т. п. При отвлеченном внимании у ребенка тормо­зится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс.

Детям с плохим аппетитом можно во время еды пред­ложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блю­до, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

При кормлении ребенка с плохим аппетитом учитывают его вкусы и привычки: надо постараться дать наиболее любимое им блюдо, в необходимых случаях заказывая его на кухне. Такого ребенка терпеливо приучают и к дру­гим полезным продуктам. Иногда допускается смешивать нужное ребенку наиболее питательное блюдо (мясо, яйцо, творог) с фруктовым пюре, соком или другим продуктом, который ребенок любит. Более старшим детям в доступной форме объясняют необходимость в первую очередь съесть то или иное блюдо или часть его, хвалят ребенка, если он съел все без остатка.

При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, непереносимости их и т. п.

Особый подход необходим к детям с избыточной мас­сой тела, склонных к ожирению и с развившимся ожире­нием. При отсутствии к ним внимания со стороны воспи­тателей такие дети часто переедают.

Обычно во время кормления их объединяют и сажают за отдельные столы, чтобы они не чувствовали себя оби­женными, если их будут ограничивать в питании.

Например, детям дают не пшеничный хлеб, а ржаной, причем не только на обед, но и на завтрак и на ужин. В полдник, если все дети получают выпечку, печенье или вафли, им заменяют их каким-нибудь овощным блюдом (овощное рагу, запеканка) или несладкими фруктами, можно к молоку или кефиру просто дать кусочек черного хлеба. По возможности жирный кефир и творог заменяют обезжиренными и дают их без сахара.

Во время обеда детям, склонным к ожирению, предла­гают двойную порцию салата, в то же время количество супа уменьшают наполовину, также уменьшают количество гарнира, особенно если он приготовлен из круп, макарон­ных изделий или картофеля. Крупяной гарнир лучше все­го заменять овощным или салатом из сырых овощей. Если на завтрак, обед или ужин в меню включаются блюда, сти­мулирующие аппетит (сельдь, форшмак, икра, бульон), то детям, склонным к ожирению, лучше их не предлагать.

Когда в качестве третьего блюда дается кисель или компот, детям, склонным к ожирению, лучше предложить несладкий сок или отвар шиповника.

Если ребенок с избыточной массой тела отказывается от какого-либо блюда или недоедает свою порцию, не надо настаивать на том, чтобы он съел все до конца. Когда та­кие дети сидят за отдельным столом, они не будут влиять на тех, кто страдает пониженным аппетитом.

Наблюдая за тучными детьми во время кормления, об­ращается внимание на темп их еды. Не разрешается то­ропливое поглощение блюд. Дети должны есть медленно, тщательно пережевывая пищу и делая небольшие пере­рывы между отдельными блюдами. Чувство насыщения у них наступит скорее, чем при поспешной еде и при упот­реблении меньших объемов блюд.

Проведение праздников, дней рождения воспитанников, дней союзных республик в дошкольных учреждениях име­ет большое значение. Детям готовят праздничный обед или предлагают необычное, интересное блюдо на полдник. Лучше приготовить как можно больше блюд из овощей, фруктов, ягод, а не прибегать к стандартной раздаче гос­тинцев, в состав которых входят какие-либо сладости (конфеты, печенье, вафли), а в лучшем случае дать ябло­ко или апельсин.

Литература: Алексеева  А.С.  Организация питания  детей в дошкольных учреждениях.  М.: Просвещение. 1990.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.