Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Посетители, которые заходят на сайт, чаще всего...
Всего 138 человек

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Дата: 11 сентября в 14:54

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

При ежегодном обследовании детей больше половины воспитанников имеют нарушения в звукопроизношении, многие дети не выговаривают по несколько звуков сразу. На начало учебного года только в старших группах мы имеем по 50-60 человек с диагнозом «Дислалия». Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками.

Консультируя родителей, выясняется, что ребёнок до сих пор сосёт палец, пьёт из бутылочки молоко, питается только перетёртой пищей. Очень часто у таких детей остаётся язык без движения. Многие дети не могут выполнять упражнение «Лошадка», не могут поднимать язык к верхней губе, поворачивать язык в стороны, иногда даже просто не удерживают язык, лежащий на нижней губе. У детей любого возраста очень часто наблюдается нарушение в произношении звука /Л/, в результате осмотра артикуляционного аппарата выясняется, что ребёнок элементарно не может просто прикусывать кончик языка зубами, не может пошлёпать губами по языку - движения языка не скоординированы, мышцы языка слабые, вялые.

Казалось бы, проще простого надуть или втянуть щёки, но и с этим заданием многие дети справиться не могут, хотя прилагают большие усилия. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Поэтому в целях профилактики нарушения звукопроизношения я предлагаю включить в занятия по развитию речи артикуляционную гимнастику - она только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой

     Благодаря         своевременным  занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Рекомендации к проведению упражнений

    Начните разучивать одно упражнение. Например, «Улыбка» («Заборчик»), на следующем занятии подключите упражнение «Хоботок» («Трубочка»), можно чередовать эти упражнения. Заметим, что эти упражнения проводятся без включения языка. Следующее упражнение «Шлёпаем губами по языку» или «Накажем непослушный язык», с этим упражнением, как правило, дети легко справляются. Затем подключаем зубы - упражнение «Покусаем язычок» - важное упражнение для постановки звука /л/. Упражнение «Хомяк» или «Орешки». Для укрепления мышц щек необходимо выполнять чередование « Толстячки-худышки». Для постановки звука /р/ необходимо выполнять упражнение «Лошадка». Сначала упражнения надо выполнять медленно. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Каждое упражнение выполняется в игровой форме, сопровождаются стихотворным текстом. Если ребёнок не может выполнять какое-то упражнение в силу разных причин, не акцентируйте на нём внимание. Пусть выполняет упражнение, как он это может делать - со временем движения будут более уверенными и точными. Дети, для которых важен зрительный образ, охотно будут смотреть на выполнение упражнений педагогом. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы. Поэтому правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью поможет ребёнку в подготовке к школьному обучению.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.