Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Наш сайт помог найти ответы на Ваши вопросы?
Всего 38 человек
Голосование
Посетители, которые заходят на сайт, чаще всего...
Всего 126 человек

Традиции и обряды Беларуси

Дата: 17 ноября 2017 в 12:01

Традиции и обряды Беларуси

В большинстве традиционных обычаев Беларуси можно найти как христианские, так и языческие течения, которые существуют параллельно. Это каляды и Рождество, Зелёный праздник (праздник Зелени) и Троица, Ночь-на-Ивана-Купалу и День Ивана крестителя, Рождество Богородицы.

Известно, что наши предки избирали для празднования леса, луга, рощи, т.е. праздники проходили на природе. Они могли длиться несколько дней, тогда как христианские праздники представляли собой однодневные религиозные церемонии. И сегодня христианское и языческое течения тесно переплетены.

Как же случилось, что долгое время в Беларуси языческие традиции существовали рядом с христианскими? Основой этого послужило то, что почти целое столетие Беларусь находилась между двух различных направлений религии (православного и католического).

Народный календарь показывает, что важнейший комплекс традиций выпадает на весну и осень. Праздники и обычаи всегда были связаны с работой людей.

Человек ежедневно обращался к добрым духам и богам с просьбой о хорошем урожае, о приближении весны и т. д.

Масленица

Масленица — это языческий праздник. У нет конкретной даты, и обычно он начинается за восемь недель после Рождества (между 7 февраля и 14 марта). Масленица длится одну неделю, которую называют «масленичной» или «сырной». Этот праздник выпадает как раз на границу двух пор года: зимы и весны, а также на границу старого и нового года, т.к. славяне праздновали Новый год непосредственно с наступлением весны.

Этот праздник всегда всегда проводят весело и шумно. В различных областях Белоруси до сих пор сохранились языческие обычаи: среди них объезд лошадей, катание на санках, на качелях. При этом люди всегда кричали, веселились и пели громкие песни. Всё это должно было прогнать злых духов и все болезни из тела и души человека.

В первый день Масленицы в гости к недавно вышедшей замуж девушке приходили замужние женщины.

На следующий день сами гости приглашали молодую женщину в трактир, где её молодой муж предлагал всем водку и различные блюда. В этот день должен зять посетить также тёщу, чтобу «помаслить голову». Это означало, что тёща предлагала зятю водку и блины с маслом.

В последний день, в Масленичное воскресенье, люди просили друг удруга прошение. Полсле праздничного ужина вся семья кланялась главе дома, а потом сам глава выходил в середину комнаты, кланялся каждому члену семьи и просил прощения. Сейчас этот праздник известен под именем «Прощенное воскресенье».

Во время праздника люди делали большие костры, на которых сжигали старую одежду и ненужные вещи.

В конце недели на огромном костресжигали соломенное чучело — Масленицу, — которая символизировала всё злое и чужое.

Традиции Масленицы похожи на обычаи остальных весенних праздников, потому они все включены в народный календарь.

Зазывание весны

Это также языческий праздник, который отмечается в начале весны (сегодня, по современному календарю, это 14 марта).

Многочисленные обычаи и ритуалы длятся до начала полевых работ. Это праздник, когда призывают весну вернутся, для неё они играют в различные игры, водят хороводы и поют песни. Обычно люди обращались к солнцу (к Богу солнца Яриле) и просили его побыстрее согреть землю.

Сороки

В цикл весенних праздников входят также и Сороки, которые праздновали 22 марта, в день весеннего равовесия. День и ночь были равны, и для наших предков это означало, что всё плохое отступало. Название «Сороки» имеет два объяснения (толкование): христианское и языческое. Происхождение этого слова идёт из 313 года, когда сорок воинов из Севастии были казнены все вместе. Анализ народных верований показал, что число «сорок» могло прийти и из языческой мифалогии. Именно это число означало количество силы, которая сковывала землю морозом.

Утром этого дня молодые девушки должны были сломать сорок палочек (прутиков) и разорвать сорок верёвок. Это всё символизировало победу над той силой, которая сковало морозом Мать-Землю.

В каждой семье этот праздник начинался с хлопот возле печи: хозяйка дома пекла «40 жаворонков». Эта выпечка была разной формы: тут были и пирожки с мясом, и клёцки, и блины. Вся выпечка должна была быть съедена, чтобы летом не болеть. Даже домашние животные получали свою долю этой выпечки, чтобы всегда быть здоровыми.

Незамужние девушки в этот день гадать про свою судьбу. Для этого они пекли сорок пирожков и клали их в ряд на пороге. При этом нужно было сказать:

Эй, ты, весенний ветер!

Приведи моего любимого ко мне!

Я дам тебе булочку с мёдом,

С моей нежностью и любовью.

Затем позваляли зайти собаке. И чей пирожок был первым съеден, та девушка должна была в скором времени выйти замуж.

Пасха (Вялікдзень)

Пасху обычно празнуют между 4 апреля и 8 мая. Католитическая Пасха обычно празнуется на неделю раньше православной.

Весенний ветер в это время очень контрастный, и славяне всегда верили в победу солнца (света) в борьбе с тьмой.поэтому праздновали наши предки «Великий день». В народной жизни этот праздник имеет своеобразные черты и свой калорит.

К четвергу перед Пасхой убирали люди свой дом и сами мылись в бане. В воскресенье на окна вешали новые шторы и готовили тесто для выпечки. Каждая хозяйка готовила праздничные блюда: жареное мясо, колбасу, крашенные в луковой шелухе яйца. До сих пор в этот праздник дарят люди друг другу яйца. В ночь перед Пасхой молились до четырёх утра, а потом шли домой и празднично завтракали. К детям днём приходили их крёстные и дарили крестникам яйца и подарки. В некоторых областях Беларуси был распространён и такой обычай, когда дети сами посещали своих крёстных, чтобы получить подарки. Их называли «волочёбниками». Также называли взрослых и детей, которые ходили от дома к дому и пели песни, рассказывали разные истории под лиру. Они носили поделки из соломы — сказочных птиц и пауков, — корорые символизировали Вселенную такие поделки можно было найти в каждом белоруском доме. Хозяйки должны были дать волочёбникам что-нибудь лакомое.

Существует множество игр, обычаев и предсказаний на Пасху. Дети играют в «битьё яиц», в «катание яиц». В день Пасхи люди целуют друг друга три раза и говорят также трижды:

«Исус Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Радуница

На девятый день после Пасхи празднуют Радуницу. Это день памяти. На Радуницу убирают могилы своих умерших родственников, приносят туда яйца, ставят свечи и желают душам покоя. Это также День почитания своих предков. Люди надевали лучшую одежду и шли на кладбище. Самые старые женщины накрывали могилу белым ручником и клали туда яйца и сладости. Крест на могиле также украшали лелым с вышивкой полотенцем. Почти весь день люди проводили на кладбище, где и обедали. А когда уходили, оставляли на могиге рюмку вина или водки.

Ночь-на-Ивана-Купалу (Купалье)

В ночь с 23 на 24 июня празднуют католики и в ночь с 6 на 7 июля православные ещё один языческий праздник — Купальскую ночь. В эту ночь идут жители деревень и ищут цветок папоратника, который расцветает только на Купалье. Кто его найдёт, тот станет навсегда счастливым. В эту ночь люди боялись отпускать своих лошадей в ночное. Злой дух мог испортить молоко у коров острых на язык хозяек. Девушки делали венки из полевых цветов и дарили их русалкам. Они бросали их в воду, чтобы узнать свою судьбу. Если два венка столкнутся, значит эти девушки выдут в этом году замуж. Целую ночь девушки и парни танцевали возле костров, водили хороводы и пели песни. Юноши прыгали через огонь, чтобы показать свою ловкость.

Троица (Сёмуха)

Троица — христианский праздник. Отмечается он на 50 день после Пасхи, в начале июня. Бог – Отец, Бог – Сын и Святой Дух образуют святую Тройцу, которая которая является началом всего. В языческое время многочисленные ритуалы были связаны с прославлением растительных богов-духов.до сих пор сохранились некоторые из этих обычаев. На Сёмуху двор украшается молодой зеленьюберёзы. Женщины кладут на пол в качестве ковра душистый тростник.

Дожинки

С давних времён как посев, так и сбор урожая сопровождались своими ритуалами. Особенно интересны Дожинки (последние дни урожая), когда последние колоскидолжны быть заплетены. На поле оставляют несколько колосков, которые связывают красной лентой и завязывают бант. Это так называемоя «убежище» для Бога плодородия — Житеня. Люди поют песни об урожае и хвалебные песни Житеню.

Деды

Празднуют осенью. Это День почитания предков. В этот день готовят праздничные блюда, среди которых главной является кутья — каша из зерна, которая символизирует вечность и бесмертие души. Своих предков обычно поминают за столом и говорят с ними, как с живыми людьми.

Свадьба

В этот день одно из главных действий — выпечка каравая (большого круглого хлеба).есть поверье, что как каравай испечёшь, так и будушь жить в новой семье. Поэтому это делали самые опытные люди.

Собственно выпечкой занимались особенные женщины — каравайницы. Во время подготовки к выпечке молодые девушки должны были петь песни, а о дровах для печи заботились только женатые мужщины; и один неженатый парень, предпочтительно с кудрями, должен был положить хлеб в печь. Дрова для выпечки собирали из трёх разных дворов и трёх разных родов, которые считались самыми счастливыми. Воду брали из трёх различных источников; муку делали из зёрен, корые не были высушены в печи; масло брали от коровы, которая первый раз отелилась. Всё, что нужно было для выпечки, — квашня, вилки, веник, печная лопата, — должно быть новым. Даже тесто нужно было месить на восходе солнца, но это могла делать только самая старая и опытная каравайница. Всё в каравае имело глубокий смысл: например, заплетённая из теста коса символизировала красоту невесты; тесто месили только ладонью (ни в коем случае не кулаком), что указывало на желание, чтобы муж никогда не поднял руку на жену.

В Белоруси до сих пор сохранилось огромное количество обычаев и ритуалов, которые уже многие люди пытаются возродить.

 

Рекомендации                      

Многие обычаи Белоруси можно включить в той или иной степени и в учебно-воспитательный процесс в д/у:

  • как элементы игры (полевые, драматизации).
  • в занятия по ознакомлению с окружающим (как печётся хлеб; урожай);
  • в качестве этических бесед;
  • в занятия по ознакомления по развитию речи;
  • в качестве сезонных праздников, развлечений;
  • можно использовать колыбельные, песни, стихи для разучивания, для обогащения режимных процессов.
 

Рекомендуемая литература

  1. «Беларускі народны каляндар.» /уклад. А.Ю. Лозка — Мн.: Полымя, 1992, с. 205
  2. «Беларускія народныя абрады.» /скл. Л.П. Касцюкавец — Мн.: Белорусь, 1994,с.129
  3. Васілевіч У. «Беларускі народны каляндар.» — Мн.: Уроджай, 1993,с.79
  4. «Землеробчы каляндар: абрады; звычаі.» /скл. А.Г. Гурскі, А.С. Ліс — Мн.: Наука і тэхніка, 1990
  5. Коваль У.У., Новак В. С. «Беларускія народныя святы і звычаі.» — Гомель, 1993, с.88
  6. Ліцьвінска В. «Святы і абрады Беларусаў.» — Мн., 1998
  7. Орлова А.П. «Народная педагогика как фактор развития теории нравственного воспитания.» — Витебск, 1996, с.103

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.